Кирюхина Оксана Петровна, воспитатель

Тезисы к выступлению на XXX Рождественских чтениях: 2021 год.

Кирюхина О.П.

воспитатель МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка»

- филиал «Ачитский детский сад «Тополек»

 

Взаимодействие детского сада и семьи как условие формирования базовых ценностей у детей дошкольного возраста

 

Проблема ценностей всегда была и будет актуальной в любом обществе. Но так уж исторически сложилось, что брать на себя ответственность за их формирование в сознании подрастающего поколения всегда ложилась на плечи педагогов, воспитателей, не умоляя при этом огромную роль семьи.

Необходимость этого подтверждает недавно вышедший документ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где один из разделов посвящен защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти [3].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены ведущие базовые  ценности: патриотизм; семья, труд, традиционные российские религии, литература, природа и др. [1].

Во многих современных семьях происходит девальвация семейных отношений, вызванная цифровизацией, духовной деградацией современного поколения, ставшего родителями. Гаджеты, компьютеры, заменили живое человеческое общение. Родителям иногда некогда (или нет желания) подумать с ребенком о важном, вечном……

Встает задача, как сблизить детей со своими родителями, научить их взаимодействовать в процессе живого человеческого общения, построенного на ценностном диалоге. В.А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей», поэтому возникла необходимость в систематизации воспитательного процесса на основе взаимодействия с воспитанниками и их родителями, а также реализации ряда организационно-содержательных условий, способствующих принятию детьми базовых ценностей, национальных духовных традиций [2].

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами:

7af1d25b903298ae8c45c081a174029c.jpg


 и выполняет ряд функций (социальная адаптация, ценностно-ориентационная, развивающая, просветительская (информационная).

Одним из важных условий реализуемой системы, является методическое обеспечение образовательного процесса.

Программа «Зернышко», реализуется в детском саду «Тополек» несколько лет, она разработана на основе программ «Добрый мир. Православная культура для малышей» (Л.Л.Шевченко) и «Урал.Человек.Истоки» (И.А. Кузьмин, А.В. Камкин, С.Т. Погорелов)

Содержание материала объединено единой ценностной основой. Это православные духовно-нравственные ценности, на основе которых даются знания: о духовной культуре как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к близким, к Родине, к себе, к миру природы…

Формирование базовых ценностей – процесс достаточно сложный, имеющий большую временную протяженность, зависящий от многих социальных факторов который включает ряд этапов (предъявление ценностей человеку; осознание личностью ценности; реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении; принятие ценности; закрепление в статусе качества личности. На основании этого акцент при обращении к базовым  ценностям в этом возрасте должен ставиться на чувства ребенка, его эмоции и положительный опыт (это очень важно!!!). Важно не столько изучение той или иной нравственной категории, а сколько отношение воспитателя, родителей, детей к ней, не изучение содержания, а проживание её, в действенных, активных формах.

Проектная деятельность явилась одной из таких форм в решении проблемы и реализации педагогической системы. Совместно с детьми и родителями реализованы три  проекта: «Рождество – семейный праздник», «Знакомство с православным храмом», «Красивая душа – красивое будущее»: 

Одним из реализуемых на сегодняшний день, является районный проект «Храм в детских сердцах». В его рамках проведены: фотоконкурс «Путешествие по Святым местам»; конкурс детского декоративно - прикладного  творчества«Рождество Христово»; епархиальный конкурс по Православной культуре «Ручейки добра: нравственная и культурная  красота Православия»; окружной конкурс детского творчества «Рождественская звезда»; конкурс творческих работ «Пасхальная открытка». Основу данного проекта составило конкурсное движение.

Вовлечение детей и родителей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции через проведение акций, явилось следующей эффективной и современной активной формой взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса

Доказало свою эффективность использование в работе социокультурных тренингов (ресурсный круг, работа в парах, микрогруппах), которые позволяют детям «проживать» ценности на аудиальном, визуальном и кинестетическом уровнях.

Сопоставив педагогические наблюдения,  можно убедиться в том, что грамотная реализация педагогической системы по взаимодействию детского сада и семьи способствует первому этапу формированию базовых ценностей у дошкольников,  частичному их осознанию  и реализации  в деятельности.

Литература:

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009;

2. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : в 3 т. / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979. – Т. 1. – 560 с.;

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва

 

25 февраля 2023 в 09:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.