Кирюхина Оксана Петровна, воспитатель
|
Игры по развитию нравственности у детей дошкольного возраста«Верные друзья» Цель: формирование представлений о взаимопомощи и дружелюбии. Правила игры: одна часть класса – суша, другая море. Дети под музыку ходят по кругу. Когда она обрывается, те дети, которые оказались на «суше», спасают тех, которые на «море». Ход игры: комнату делят мелом на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог. Задача детей – быстрее спасти своих друзей. «Комплимент» Цель: улучшение атмосферы и сокращение дистанции в общении. Ход игры: педагог бросает мячик участнику, предварительно, назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мячик, благодарит за комплимент, глядя в глаза ведущему. Затем бросает мячик следующему. «Цветик – семицветик» Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других. Ход игры: дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток цветика-семицветика и говорит: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели». Обдумав, и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Руководитель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее. «Пирамида любви» Ход игры: педагог говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство, я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите?». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. Педагог предлагает детям построить пирамиду любви. «Я назову что-то любимое и положу в центр свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть руку сверху, так наша пирамида будет расти». «Доскажи словечко» Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти Инструкция: Можно ли вежливого человека назвать добрым? Давайте мы немного поиграем. Педагог читает стихотворение, задача детей - досказать подходящее по смыслу доброе слово. Придумано кем-то просто и мудро - При встрече здороваться. (“Доброе утро!”) Зазеленеет старый пень, Когда услышит:. (“Добрый день!”) Мальчик вежливый и развитый, Говорит, встречаясь: (“Здравствуйте!”) Растает ледяная глыба От слова доброго (“Спасибо!”) Когда бранят за шалости, Мы говорим: (“Прости, пожалуйста!”) И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: (“До свидания!”) Всем вам с большой любовью Желаю… (Крепкого здоровья.) «Волшебная шляпа» Оборудование: шляпа со свёрнутыми записочками Каждый участник игры вытаскивает из шляпы записочку, на которой задана определённая эмоция (радость, гнев, печаль, интерес, раздражение, злость, отвращение, удивление). И по очереди один участник изображает свою эмоцию, все остальные угадывают ее. «Законы доброты» Оборудование: карточки с пословицами У доброты есть свои законы. Перед вами пословицы. Слова в них перепутались. Восстановите законы доброты - соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл. (Дети делятся на группы и собирают свои законы-пословицы.)
"Ха-ха-ха" Инструкция: Дети стоят по кругу, ведущий просит одного из них сказать "ха", второй должен сказать "ха-ха", третий - "ха-ха-ха" и т. д. по кругу. Это необходимо произносить без улыбки и смеха. Тот, кто засмеялся, выбывает из игры. «Ветер дует на…» Цель: получить больше информации об интересах друг друга. Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на... (например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места. Возможные варианты: 1. Ветер дует на того, кто любит мороженое. 2. Ветер дует на того, у кого дома есть животное. 3. Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки. 4. Ветер дует на того, кто любит пельмени. 5. Ветер дует на того, у кого есть сестра. 6. Ветер дует на того, у кого есть брат. 7. Ветер дует на того, кто любит танцевать. 8. Ветер дует на того, у кого много друзей. 9. Ветер дует на того, кто любит петь. «Остров дружбы» Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта. Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде». «Щедрые подарки» Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости. Ход игры: выбирают одного ребёнка - Фею Щедрости. Остальные ребята получают разные буквы и запоминают их. Под музыку все кружатся. Когда музыка обрывается, ребята замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ученик называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила. Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем… Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те ребята, которых она уже «оживила». «Свет мой, зеркальце, скажи» По желанию ребёнок выходит со словами: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: с коллективом я дружу, коллективу подхожу?» Остальные ребята называют положительные или отрицательные проявления ребёнка в корректной форме. «Умеем общаться» Ведущий бросает выбранному им игроку маленький мяч и произносит фразу, начиная общий разговор. Тот, кому он бросил мяч, продолжает начатое и выходит к столу. И так до тех пор, пока фраза, мысль или рассказ не будут закончены. Когда игра закончится, сидящие оценят, как прошло общение. Педагог дает детям поиграть, вместе с ними анализирует ситуации общения. Он может сам включаться в игру и подключить к ней детей, которым не бросили мяч. — А теперь сосредоточьтесь и закрасьте три кружочка, лежащие у вас на парте, разными цветами: желтым, зеленым, фиолетовым. (Такие кружочки педагог заранее кладет ребятам под стульчик) - Желтый кружочек вы дарите самому вежливому в общении. Его фамилию вы пишете на оборотной стороне. Зеленый - самому уступчивому, покладистому, а фиолетовый - самому скромному, с вашей точки зрения. Педагог подписывает кружочки и отдает, чьё имя там значится. — Посмотрим, у кого самый большой урожай получился. Как вы думаете, почему? — Пусть каждый, у кого есть и у кого нет кружочков, задумается, надо ли ему что-либо изменить в общении с другими. «Колечко красоты» Цель:помощь в формировании личности ребёнка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств. Изначально сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Ребята встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок. «Только хорошее» Цель:помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим. «Ласковые имена» Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например, Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён. «Ангел-хранитель» Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание. Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела. На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому - предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т.е. стать его ангелом-хранителем. «А ну-ка! (веселая разминка)» Цель: создать хороший психологический климат в группе, атмосферу веселья, раскованности, способствовать бесконфликтному общению. Снять трудности привыкания к новой обстановке. А ну-ка, похлопай, как я! А ну-ка, похлопай, как я! А ну-ка, все вместе, все в раз! Так хлопают только у нас! А ну-ка, потопай, как я! А ну-ка, потопай, как я! А ну-ка, все вместе, все в раз! Так топают только у нас! А ну-ка, скажите: "Ха – Ха!" А ну-ка, скажите: "Ха – Ха!" А ну-ка, все вместе, все в раз! Смеются так только у нас! «Держи свою мелодию» По заданию ведущего игроки должны вспомнить песню, слова и мотив которой они хорошо знают. Каждый игрок будет петь свою песню. По одинарному хлопку ведущего все начинают петь, но только мысленно, про себя. Когда ведущий два раза подряд хлопнет, все поют вслух, как можно громче. Старайтесь выдержать мелодию и не перепутать слова, несмотря на звуковые помехи. Когда ведущий хлопает вновь один раз, переходите на беззвучное пение, когда хлопнет два раза – опять пойте вслух. Победит тот, кому удается допеть свою песню до конца, ни разу не сбившись. Тот, кто сбился, исказил мелодию, ритм или перепутал слова, петь прекращает. Ведущий следит за этим. «Рука в руке» Водящий произносит фразу, например: "Рука в руке". Игроки меняются местами, и все участники игры, в том числе и водящий, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти свободного партнера, становится водящим. Новый водящий говорит, например: "Спина к спине!". Все меняются местами, все игроки вновь стараются как можно быстрее найти себе нового партнера и встать с ним спина к спине. Тот, кто остался в одиночестве, водит. Продолжать игру можно самыми разнообразными командами: "Нос к носу", "Плечо к плечу", "Хвост к хвосту". «Аплодисменты" Игра способствует повышению настроения и самооценки, активизирует участников. Игроки сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: «Встаньте те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, умеет играть в большой теннис» Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал, радуясь их достижениям. 25 февраля 2023 в 09:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.